вторник, 2 апреля 2013 г.

Зимнее home reading


Давно не писала про книги (обещала же!), нашлось маааленькое окошко свободного времени - и вот результат. Читаю мало, а списки "обязательных к прочтению" растут с гастрономической скоростью! Остается только ждать лета...
Самое первое и дорогое сердцу - Фрэнсис Бернетт "Маленькая принцесса". Раньше выпускались замечательные детские книжки, не помню название серии... Так вот, у меня эти книги до сих пор особняком стоят дома. Они уже потертые, зачитанные до дыр. Помню, в классе третьем я о-бо-жа-ла Лидию Чарскую. И пусть ее истории в большинстве своем похожи, но мне так нравились те маленькие беззащитные девочки со своей непростой историей жизни. В одном сборнике мне попалась повесть неизвестного мне автора, а так как я была неразборчива в детстве, то прочитала и её. "Маленькая принцесса" в корне отличается от "Записок маленькой гимназистки" или "Записок сиротки", но главная героиня - та же маленькая девочка с упрямым и сильным характером, которой на долю выпало немало боли и унижения. Особенность: малышка Сара раньше была баснословно богата, но как только её дражайший и горячо любимый отец умер от лихорадки и якобы потерял все свои деньги, отношение к девочке в школе резко изменилось. Возможно, это даже сложнее начинать жизнь в 11 лет заново, когда сытные обеды сменяются на корки хлеба и голод, апартаменты - на неуютный чердак с крысами. Да, это сложнее, когда ты не знаешь другой жизни. Что помогает ей выжить - её живой ум, её порой слишком высокие моральные ценности и красивая душа.
*Тот случай, когда мои воспоминания о стиле в книге на русском ничуть не проиграли варианту в оригинале.

**Либо я еще не выросла, либо детские книги слишком замечательные, чтобы окончательно от них отказаться.

Второе и теперь малость неоднозначное - Софи Кинселла "Шопоголик на Манхэттене". Спустя какое-то время я пересмотрела свое отношение к этим романам. Да, поначалу у меня просто снесло голову от того, насколько все происходит идеально, как будто в моей голове. Идеальные диалоги, идеально подходящие слова, идеальные ссоры и идеальные примирения. Конечно, я все равно люблю Бекки. И даже не думаю, что спустя лет десять я смогу относиться к ней по-другому и критиковать. Она замечательна, и истории замечательны, но, наверно, русской душе (то есть моей :)) не хватает ошибок, промахов и капельки трагизма...

Третье и самое яркое из прочитанного - Франческо Пикколо "Минуты будничного счастья". Признаюсь, я не очень люблю Италию, да и южноевропеские страны вообще. Теплый климат - это не мое. Я не вижу прелести в жаре, Средиземном море, деревьях, "свешивающихся от тяжести спелых фруктов". Зато я люблю, как люди описывают свою жизнь. Иногда мне казалось, что я не успеваю за автором - он быстро переключается с одного момента на другой. Думаю, короткометражка в ч/б по этой книге была бы чудесной. Как будто листаешь фотографии с щепетильными сценами и просматриваешь детали. Детали - это вообще самое увлекательное, и, по моему нескромному мнению, важное. А деталей здесь много - путешествие бутылки вина, кино, которое хочется посмотреть, но вряд ли тебе это удастся, ночной Рим и жара.

Четвертое и главное разочарование - Филип Рот "Немезида". Наверно, она должна была мне приглянуться, но я просто не могу закрывать глаза на ту вопиющую несправедливость, которой пропитан роман. Все закручено на Второй мировой. Дети в буквальном смысле дохнут от полиомиелита. Именно дохнут, и это сказано вовсе не грубо, если прочитать книгу. Мне не понравился стиль, не понравились мысли автора. Но что больше всего возмутило - это отношение к войне. Как абсолютно типичный американец, главный герой свято верит, что победить фашистов смогли американские войска, что без их участия война была бы проиграна. Я не могу смириться с этим. На самом деле, слов возмущения должно быть больше, но остается в этом случае просто махнуть рукой и не думать о сюжете, а также куда-нибудь сбыть книгу, потому что на своей полке держать это не представляется для меня возможным.
На этом все.

Комментариев нет:

Отправить комментарий